Игорь Валерьевич Вылегжанин

Елена Александровна Иванова

Страничка для психологов

На этой страничке мы будем обсуждать вопросы, связанные с профессиональной деятельностью психологов (не только школьных).

Предлагаем вашему вниманию вопрос, пришедший от нашего коллеги:

Здравствуйте! Мы должны будем писать заключение в паспорте учащихся каждому ученику. Подскажите какими методиками вы будете пользоваться?какие методики наиболее информативны? я молодой специалист и к тому же один психолог на всю школу, хочется хорошо справиться с этим ответственным заданием. заранее спасибо. Татьяна.

Сейчас еще не определено - каким должен быть этот ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА, однако многие образовательные учреждения уже принялись внедрять его, руководствуясь рекомендациями департамента здравоохранения и образования. Ниже приводится "Информационное письмо для врачей и учителей
в связи с внедрением в г. Москве Паспорта здоровья ребенка" с официального сайта префектуры ЮВАО. К сожалению, ничего более вразумительного по этом у поводу в сети мы не нашли. Скажем сразу - документ цитируется не полностью, так как мы хотели бы представить наши сомнения по поводу необходимости данного документа.

Информационное письмо для врачей и учителей
в связи с внедрением в г. Москве Паспорта здоровья ребенка

... необходим совершенно другой, более высокий уровень взаимодействия между сторонами, отвечающими за ребенка, интенсивный обмен между ними информацией, понимание каждой стороной своих обязанностей и сферы ответственности, доступность и конвертируемость научно обоснованных критериев оценки медицинского и физиологического состояния человека. В качестве универсального документа такого рода был задуман Паспорт здоровья ребенка. При этом перед его разработчиками была поставлена задача, с одной стороны, сделать его сугубо практическим документом, но, с другой стороны, заложить элементы перспективных методических подходов, обеспечивающих мониторинг здоровья и физиологического состояния ребенка. Конечно, с самого начала было ясно, что путь к оптимальному варианту этого документа многоэтапный, но дорога к каждому следующему этапу может лежать только через практический опыт внедрения и согласования. Предлагаемый сегодня учреждениям здравоохранения и образования Паспорт здоровья ребенка уже является продуктом модернизации первоначального документа по результатам его апробации в поликлиниках, школах, центрах психолого-педагогической реабилитации и центрах психолого-медико-социального сопровождения, прошедшей в четвертом квартале 2006 г. Поэтому будет нормально, если сегодняшний Паспорт здоровья ребенка просуществует 2-3 года и будет заменен следующим вариантом. Не исключено, что при создании нового поколения Паспорта здоровья будет использован электронный носитель и необходимое программное обеспечение, что существенно упростит процедуру ввода информации, понизит уровень трудоемкости этого процесса. Разработчики Паспорта здоровья в этом направлении уже активно работают.
Для формирования правильного, адекватного отношения к предложенному в настоящее время варианту Паспорта здоровья необходимо хорошо представлять, ради какой цели и для решения каких задач он предназначен. Его основная цель – повысить уровень грамотности родителей наших детей в области проблем их здоровья, поднять чувство ответственности за его сбережение.

очень правильные слова, их поддержит каждый, - и родитель и психолог, и педагог.

Из этого вытекают следующие задачи:
познакомить родителей с порядком, объемом, последовательностью медицинских процедур, необходимых в цивилизованном обществе для контроля за взрослением ребенка;
дать родителям в руки документ, позволяющий контролировать своевременность осуществления этих процедур;
привлечь их внимание к результатам медицинских, психологических обследований;
дать возможность сопоставить медико-физиологическое состояние ребенка с результатами его учебной деятельности;
привлечь внимание родителей к медико-психолого-педагогической оценке состояния ребенка или подростка;
познакомить родителей с необходимым для современного общества объемом специальных терминов, характеризующих медико-физиологическую ситуацию, связанную с развитием и взрослением ребенка.
Отсутствие подобного документа до последнего времени не позволяло предъявлять обоснованные претензии нерадивым родителям, т.к. они всегда могли сослаться на дефицит необходимой информации. Повсеместное распространение в нашем городе этого документа делает подобный аргумент несостоятельным и дает возможность повысить уровень ответственности родителей за здоровье своих детей. Т.о. в настоящем виде Паспорт здоровья ребенка является скорее методическим пособием для родителей, чем документом.

тоже благие намерения, однако - в дальнейшем тексте мы наткнемся на противоречие данным утверждениям.

Но записи в нем могут заверяться печатями медицинского и образовательного учреждений, личными печатями врачей; приниматься во внимание тренерами спортивных секций, педагогами внеклассной деятельности и т.п. В этом случае он начинает приближаться по своему характеру к варианту документа. На следующем этапе внедрения Паспорта здоровья ребенка предполагается осуществлять постепенное замещение им существующих в настоящее время многочисленных форм и справок и придание ему функции, прежде всего, основного документа ребенка.

Кроме указанных выше задач, Паспорт здоровья ребенка должен быть носителем следующей информации:
1. Содержать формальные сведения о ребенке, его родителях и ближайших родственниках, учреждениях организованного детства (если ребенок их посещает), медицинском учреждении, к которому ребенок прикреплен, ф.и.о. лечащего врача, необходимые номера телефонов для оперативного обмена информацией;
2. Отражать сроки проведения медико-профилактических мероприятий и информацию об их осуществлении для надлежащего контроля со стороны родителей;
3. Паспорт здоровья ребенка, предназначенный для детей дошкольников, должен содержать информацию, которая может быть востребована при определении ребенка в дошкольное образовательное заведение, при обращении с медико-психолого-педагогическими проблемами в соответствующие центры содействия системы образования, при возникновении необходимости контактов с медицинскими и оздоровительными учреждениями, специалистами не по месту прикрепления и т.п. Эта информация должна касаться особенностей рождения ребенка, его развития, медицинской, психологической и педагогической специфики на этапах взросления, содержать заключения по каждому году жизни и план профилактических (лечебных) мероприятий на следующий год. Информация, касающаяся беременности и родов вносится по согласованию с матерью ребенка и не является обязательной. Здесь и в других частях документа, где родители не желают оглашения фактов, характеризующих медицинское или психологическое состояние ребенка, указывается «смотри мед. карту» или «смотри заключение психолога» и т.п. Там, где необходимая информация отсутствует, делается прочерк или запись «инф. отс.».

Вот такой вот пассаж. Сноска типа "смотри мед. карту" означает, что школьный учитель, к примеру, не будет знать о трудностях ребенка впервый год жизни (так происходит сейчас) и не готов к последствиям подобных трудностей (ММД, гиперактивность с нарушением внимания). Это означает также, что необходимое информирование родителей также не будет осуществляться. Невропатологи, снимая детей с учета сообщаютродителям, что "все нормально", не заботясь сообщить им об особенностях их ребенка, что приводит к неоправданно высоким требованиям родителей, которые, возможно просто хотят забыть о перенесенных страхах связанных с трудностями первого года жизни и не помнят рекомендаций специалистов. То есть, благая цель остается не достигнутой по очень понятной причине - любой родитель хочет, чтобы к его ребенку относились не предвзято и чтобы он (ребенок) мог учиться в заведениях престижных, где имеется более сложная программа, а соответственно предполагается и более "симпатичный" контингент.
4.Паспорт здоровья для детей школьного возраста помимо формальных сведений (см. п. 1) должен содержать информацию о принадлежности его к группе здоровья, состоянии физического развития, количестве перенесенных с учетом сезонного фактора заболеваний (для планирования профилактических мероприятий с привязкой их к временам года), принадлежность к диспансерной группе, оценку социального статуса (по согласованию с ребенком и родителями), (!некоторые родители и дети не хотят афишировать даже необходимость получения социальных льгот (например, бесплатного питания в школе) ... мониторинг медико-физиологического состояния (там, где созданы условия для его осуществления), педагогический мониторинг, отражающий в виде условной бальной оценки склонность ребенка к тем или иным наукам с распределением по четвертям (что при сопоставлении с сезонным характером заболеваемости обеспечит возможность сделать вывод о том, как успеваемость ребенка зависит от заболеваемости), заключение с комментариями участкового врача, психолога и педагога, план профилактических мероприятий на следующий год. Здесь и в других частях документа, где родители не желают оглашения фактов, характеризующих медицинское или психологическое состояние ребенка, указывается «смотри мед. карту» или «смотри заключение психолога» и т.п. Там, где необходимая информация отсутствует, делается прочерк или запись «инф. отс.».

Давайте представим, захочет ли какой - либо родитель, что бы в ПАСПОРТЕ его ребенка стояло что-то типа "нерадив" или "импульсивен" , "имеет склонность к агрессивным действиям" или что-либо в этом духе? Конечно, нет. И не стоит на это расчитывать. И главное - это может быть вполне оправданно - родители при переходе в другую школу, например, надеются на то, что на новом месте ребенок будет проявлять себя с лучшей стороны.
Внедрение Паспорта здоровья ребенка осуществляется через сеть детских городских поликлиник г. Москвы. При этом Паспорт здоровья ребенка до 6 лет вручается родителям во время начала патронажных мероприятий новорожденного. Паспорта здоровья для детей школьного возраста распространяются отделениями ДШО ДГП через образовательные учреждения, которые выдают их родителям детей под расписку. Образовательные учреждения в дополнение к Паспорту здоровья ребенка, выпущенному Департаментом здравоохранения г. Москвы, могут разрабатывать свои приложения, отражающие местную специфику здоровьесберегающей деятельности. В дальнейшем этот опыт будет учтен при разработке следующих поколений данного документа.

Проф. Д.Д.Панков

Кроме того, все мы бывали в поликлинниках и имеем представление, как документ, от которого родители и педагоги вправе ожидать помощи в развитии и воспитании детей превратится в еще одну рутинную бумажку. Сейчас в образовательных учреждениях находятся медицинские карты учеников, которые должны нести ту же функцию... Если верить этой бумаге, которая у нас все стерпит - все дети здоровы, бодры и веселы. Психолог максимум что рискует написать туда - "развитие ребенка соответствует возрастным нормативам", и будет еще беспокоиться - так ли он написал, не вписал ли чего лишнего?

А как нам быть с конфеденциальностью? Например, результаты социометрических методик, если они станут известны ребенку самому (а еще хуже - его недоброжелателям вклассе) мягко говоря, могут оказаться неполезны. А Паспорта эти непременно попадут в руки детей - окажутся как нибудь без присмотра взрослого. Это практическинеизбежно при том количестве специалистов, которые должны "отметиться" в нем в процессе заполнения учителями, или на диспансеризации. И как же родитель сможет проконтролировать появление "нежелательных" записей? Это возможно только в случае, если родитель сам будет ходить и вполиклиннику на диспансеризацию, и к школьным учителям с этим документом.

Так что пока - большевопросовчем ответов, ив целом мы относимся к данному начинанию скептически. Специалисты методцентров также настороженно ожидают развития событий. Необходимость заполнения паспортов не подтверждена ни одним нормативным документом и обязательным (покрайней мере пока) не является.

.
как с нами связаться

 


 

Используются технологии uCoz