Игорь Валерьевич

Елена Александровна Иванова

Пояснения к результатам проведенного тестирования

Уважаемые ученики и родители, Вы получили по электронной рассылке или на бумажном носителе примерно такую таблицу:

 

Уровень выраженности

Слабый

Средний

Хороший

Высокий

Физико-математические науки

 

 

Хороший

 

Естественные науки

   

Хороший

 

Гуманитарные науки

     

Высокий

Общественные науки

 

Средний    

Прикладная математика, программирование

   

Хороший

 

Экономика

   

Хороший

 

Лингвистика

   

Хороший

 

Инж.-конструкторская деятельность

   

Хороший

 

Педагогика

Слабый

     

 

       

 

       

 

Способности, влияющие на обучение

Понятийное интуитивное мышление

   

 

Высокий

Понятийное логическое мышление

   

Хороший

 

Понятийная категоризация

   

Хороший

 

Абстрактное мышление

   

Хороший

 

Математическая интуиция

 

Средний

   

Визуальный интеллект: образный синтез

 

Средний

   

Визуальный интеллект: пространственный анализ

 

Средний

   

Осведомленность, эрудиция

Слабый

     

Оперативная логическая память

     

Высокий

Данный материал опубликован с целью помочь Вам разобраться с представленной в ней информации.

Начнем с нижней части таблицы:

Понятийное интуитивное мышление - умение находить важный признак и классифицировать на основании этого признака.

Понятийное логическое мышление — способность устанавливать логические отношения, и повторять их на аналогичном материале.

Понятийная категоризация (обобщение) — оценка способности выносить суждение, в задании необходимо обозначить два слова общим понятием.

Абстрактное мышление — анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. Необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его.

Математическая интуиция (задания на счет) — оценка уровня развития практического математического мышления.

Визуальный интеллект: образный синтез. Выбор фигур — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей.

Визуальный интеллект: пространственный анализ. Задание с кубиками исследуются показатели, близкие по характеру предыдущим субтестом на объемном материале.

Верхняя частьтаблицы представляет собой выводы о возможности освоения подростком той или иной профессиональной деятельности или заключение о наличии способностей и уровне их выраженности, которые делаются с учетом комплекса показателей, представленных в нижней части таблицы. Для успешной профессиональная деятельности необходимо, чтобы особенности человека соответствовали типу задач, решаемых в данной профессиональной области. Используя стандартный диагностический комплекс, мы выделяем способности к гуманитарным, общественным, естественным, физико-математическим наукам, педагогической, инженерной, управленческой деятельности. О наличии способности к той или иной профессиональной деятельности следует делать вывод только в том случае, если уровень интеллектуальных операций, составляющих ее структуру, достигает хорошего уровня. Не следует забывать, что упор делается на интеллектуальные компоненты способностей в связи с тем, что они к 15-17 годам уже достигают полноценного развития, в то время как личность подростка еще остается незрелой.

Гуманитарная специализация (филология, литературоведение, искусствоведение, журналистика)
Следует помнить, что выбирать профессию гуманитарного профиля и гуманитарный профиль обучения в старших классах - это разные вещи. В старших классах гуманитарного профиля обычно предполагается углубленное изучение литературы, истории и иностранного языка (а чаще двух), т.е. для успешного обучения требуются способности трех типов: к гуманитарным наукам, к общественным наукам и к иностранным языкам (или лингвистические способности). Редко встречается, что подросток обладает одновременно всеми тремя способностями. Есть старшеклассники, которые прекрасно пишут сочинения, но значительно слабее у них выглядит аналитический аспект реферата по истории, и второй иностранный язык они выучить не могут. Эти ребята имеют только гуманитарные способности. Другие старшеклассники прекрасно пишут аналитические рефераты и критические эссе, сочинения у них получаются несколько суховатыми, неэмоциональными, они не «литературные», а «логические»; второй иностранный язык тоже дается с трудом. Эти подростки имеют способности к общественным наукам. И некоторые ребята в классе легко овладевают двумя иностранными языками, готовы на этих языках писать сочинения, а литературу и историю переносят с трудом. Грамотность у них абсолютная, а сами сочинения на родном языке по литературным произведениям формальные, часто списанные. Это лингвисты. Педагогам эти варианты хорошо знакомы. Пока у нас гуманитарные классы создаются именно такого «комплексного» типа, то в них приходится направлять учащихся, имеющих хотя бы один из вариантов требующихся способностей. При этом подростков надо предупреждать, какие именно способности они имеют (т.е. на какие профессии следует ориентироваться, из каких профессий можно выбирать). И какие предметы будут, скорее всего, неинтересны и даваться с большим трудом, чтобы учащиеся к этому были готовы. В нашей гимназии в 10 и 11 классах практикуются "индивидуальные планы", в которых уделяется большее значение изучению "профильного" проедмета.

Общественные науки (история, философия, социология, культурология, юриспруденция, политология, психология, социальная работа и пр.) Кроме имеющихся у нас данных по интеллектуальному тестированию, необходимо учитывать следующее: 1) для работы с людьми (психологическое консультирование, социальная работа, адвокатская практика и пр.) требуются доброжелательная установка и объективность в оценке людей. Подросток должен знать о том, что он не всегда справедлив, и должен учиться объективности. 2) психологическое консультирование, социологические опросы, адвокатская практика, социальная работа требуют умения устанавливать контакты, взаимодействовать с широким кругом людей. 3) желательно, чтобы подросток был дипломатичен, но не обязательно, поскольку навыки дипломатичного общения могут достаточно легко приобретаться в тренингах. В этом случае подросток должен знать о недостатке дипломатичности и совершенствовать свои навыки. 4)нотариальная, архивная работа требуют повышенной внимательности.

Иностранные языки (владение несколькими иностранными языками). Лингвистические способности требуются не только для специализации в языкознании, но «обслуживают» ряд конкретных профессий и видов деятельности: выполнение письменных технических, научных или литературных переводов, работа сопровождающего переводчика, экскурсионная работа, туристический бизнес, преподавание иностранных языков. В этих случаях требуются технические, историко-культурные или соответствующие научные знания, коммуникативные, ораторские, предпринимательские, педагогические способности.

Педагогика. Для преподавания (особенно в школе) требуется доброжелательное отношение к людям и объективность в оценке их знаний и лично­стных особенностей.

Естественные науки (биология, химия, география, археология, геология, метеорология, медицина, фармакология, экспериментальная психология и пр.)

Физико-математические науки. Следует также помнить, что способности к физико-математическим наукам и выбор математической специализации обучения в старших классах -- это разные вещи. В математические классы могут поступать подростки, имеющие способности к программированию, экономике, инженерной деятельности, а не только к физико-математическим наукам. Экономистам и программистам легче будет даваться углубленная алгебра и начала математического анализа, чем геометрия и тригонометрия, и труднее -- физика. Подростки с инженерными способностями могут испытывать трудности по некоторым разделам (чаще математики, чем физики) из-за высокого уровня сложности программы.

Прикладная математика, программирование. Работа программиста требует повышенной внимательности.

Некоторые профессиональные направления в нашей работе не представлены. Например, с ледует помнить, что управленческая деятельность требует специальной подготовки в той области, которой человек собирается управлять. Нет просто управленческих способностей, нельзя научить управлять вообще.
На этапе обучения в школе для освоения будущей профессии немаловажную роль играют такие личные качества как организованность, исполнительность, методичность в учебе, от которых зависит полнота и систематичность знаний. Следовательно, при наличии равных способностей лучше овладевают профессией и имеют более высокую успеваемость те подростки, которые обладают самокритичностью и интерес к новому. При низкой исполнительности и организованности ситуация может усугубляться высокой беспечностью, стремлением к острым ощущениям, ленью настолько, что подросток будет плохо учиться, несмотря на хорошие способности. Такой старшеклассник нуждается в контроле со стороны родителей. Если подросток еще и упрям, то он будет сопротивляться контролю, что, естественно, отрицательно скажется на успеваемости.
Следует учитывать, что у старшеклассников могут сложиться интеллектуальные задатки не к одному, а к нескольким видам профессиональной деятельности. Их нужно раздельно проанализировать в сравнении с другими индивидуальными особенностями подростка и предложить учащемуся ту сферу будущей деятельности, где он предположительно сможет достичь максимальной эффективности. По существу, желание самого ребенка играет определяющую роль, и
окончательный выбор всегда остается за самим индивидом.

Мы понимаем, что данный материал не может прояснить все недопонимания. Профориентационная работа, по сути - есть попытка предоставитьинформацию и стимулировать процессы самоопределения у школьников. Еще раз рекомендуем опираться на желания выбирающего профессию, а в случае недостаточной их проявленности - делать все для его появления. Наша задача - поддерживать желаниядетей и организовывать им по возможности наиболее разнообразную средудля развития. Идеальными условиями для предпрофильной подготовки считается возможность практической деятельности в выбранном направлении.

Сотрудники психологической службы гимназии приглашают всех заинтересованных для консультирования по вопросам профессионального самоопределения или по любым другим вопросам.

Удачи :)

как с нами связаться

В данной работе мы пользуемся материаламии методическими разработками Л.А.Ясюковой (издательство ИМАТОН).

 

На главную страницу

Используются технологии uCoz