Проектная деятельность учеников гимназии, курируемая специалистами психологической службы гимназии  

 

 

Что такое ЛЮБОВЬ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 1

 

 

 

 

рис.2

 

 

 

 

рис.3


Вот такая тема. Сложная, огромная. И трудно в ней сориентироваться, но хочется нашим проектникам сделать нечто важное, значимое не только для себя, но и для всех, кого данный проект заинтересует.

Понимая трудность данной тематики и предвидя огромную заинтересованность очень многих людей, приглашаем к сотрудничеству всех желающих.

 

Сейчас думаю, что на этой странице мы будем отражать плоды наших изысканий.

 

Итак, ЛЮБОВЬ.

Согласно психоаналитическим воззрениям, любовь - это состояние, при котором человек идентифицируется (то есть отождествляется) с тем, кого любит. Если образно представлять процессы - часть души становится как бы "захвачена" другим человеком, "Я" становлюсь немного (или много) им, то есть он "поселяется" в нашей душе и живет в ней. Вот тогда то мы и становимся уже не отдельным человеком, а чем-то большим. И в позитивном случае у того, кому эти чувства адресованы, происходит процесс аналогичный – тогда и получается эта самая «взаимная» любовь.
Вот такая иллюстрация показывает нам «единение душ», и, возможно, вызовет позитивные ощущения единства с другим человеком, так желаемого нами (рис.1). Понятно, что это идеальная картинка, а в жизни не всегда бывает так, как хочется.
Тогда мы будем говорить о феномене «безответной любви». И наша картинка будет выглядеть следующим образом: (рис.2), или даже так: (рис.3 - с трудом удержался от традиционной стрелочки).
Похоже, что в подростковом возрасте состояния 2 и 3 преобладают. Ничего ведь не дается в жизни сразу и без труда. Да, да… Мне кажется, что в любви тоже «рыбку из пруда» достать ой-как не легко. Значит, раз все страдают – так и должно быть? А раз так и должно быть – зачем пытаться в чем-то разобраться? Пусть все течёт как течёт, и авось-да и вывезет туда куда хочется (типичная для подростка позиция - переубедите меня, если это не так).
Допустим, вполне понятная установка. Но только при условии, что мы знаем «что» нам хочется. Как оно выглядит, из чего состоит, а раз так – так почему бы нам не подумать - как этого добиться?
Так вот и пришли мы к формулировке цели нашего проекта:

    • попытаться описать, какое оно - желаемое, искомое состояние, как оно должно выглядеть;
    • почему это состояние не достигается и что этому мешает;
    • что можно сделать, что должно происходить для того, чтобы достичь желаемого.

Круто?
Вот и я так думаю, поэтому давайте двигаться вместе.

Для первичной ориентировки в материале мы должны собирать информацию. Из каких источников? У нас есть:

  • наука (книги по психологии);
  • художественные произведения (литература, кинематограф, театр... );
  • традиции, фольклор;
  • общественное мнение (его носители - люди вокруг нас)

Итак, продолжаем:

Идентификацией в психологии называется процесс, при котором один человек как бы отождествляется с другим. Получается, что «Я» уже не «Я», а «ДРУГОЙ» человек. И вообще, это состояние особенное. Когда я «сам не свой» - это ну, вроде болезни. Говорят, что при этом работает еще и механизм проекции. Это значит, что еще и часть себя переносится на другого. Вот такая путаница и «взаимность». При чем, эта «взаимность» может быть действительно взаимностью при условии, что другой тоже любит тебя. Однако же если любовь неразделенная, «взаимность» эта ощущается только одним человеком.
Так вот, при таких условиях возникает идеализация любимого человека. То есть, мы не видим его как реального, образ его становится искажен нашими чувствами. Посудите сами – часть меня в нем, часть его во мне, и это – без сомнения – лучшие наши части. Вот таким образом мы и становимся лучше в глазах друг друга. При этом говорят, что любовь облагораживает людей, делает их лучше и чище. Воспринимая своего возлюбленного как человека особенного, нам и самим хочется соответствовать идеалу - своему и своего любимого человека.

«А о каком труде вы тут говорите? - спросите вы меня, - ведь любовь есть чувство, состояние души!». Да, состояние души. Однако, противоречия нет, я говорю о том труде, который человек совершает в течение всей своей жизни для того, чтобы если не достичь, то хотя бы приблизиться к состоянию СЧАСТЬЯ, счастливости. Может быть, уместнее говорить не о труде, а о развитии (росте) способности любить и быть любимым. А такая способность, как и любая другая, может быть у человека в разной степени проявлена.

Выходит, что если способности нет, значит и ничего не получится? Во-первых, что бы совсем не было такой способности у человека – представить себе трудно, хоть немного – должно быть, а раз так - способности можно развивать. Например, высокие результаты тестов, которые мы проводим в школе не всегда находят отражение в академических успехах школьника. Наличия хорошего уровня развития способности не достаточно, необходим еще труд – выполнение д/з, чтения литературы, ЖЕЛАНИЯ понять материал и учителя.
Давайте представим себе, каким образом происходит вообще развитие подобных способностей. Когда ребенок только рождается, у него нет никаких еще способностей, с этим легко согласиться. А что есть? А есть огромное количество стимулов, которые на него обрушиваются из внешней среды – сначала яркий свет, отсутствие привычной приятной водички вокруг, звуки резкие и сильные, прикосновения – самые разнообразные, и при этом – мозг еще не сформирован, даже восприятие не может работать стабильно и организованно. Я это представляю как переживания Алисы в стране чудес, только Алиса там всегда удивляется, а малыш еще не может удивляться – у него еще нет никакого опыта жизни в этом мире. Раньше считалось, что дети видят все вверх ногами, теперь же более вероятной кажется мысль, что он вообще ничего не видит, или видит нестабильно – ведь управлять фокусировкой глаз он еще не способен. Это стимулы влияют на ребенка снаружи, но нельзя забывать, что он уже имеет и свои внутренние процессы, которые сопрягаются с опытом восприятия внешнего мира. С первых минут жизни внешний и внутренний мир человека переплетены, сопряжены. Пока это для малыша неразделимое целое, так как он пока совершенно не может различать себя-от-всего-что-есть-вокруг. С мамой ребенок начинает постигать не только внешний огромный мир, но и свою собственную внутреннюю вселенную. Периоды спокойствия, первичного блаженства прерываются недовольством, состояниями, когда ребенок требует выполнения необходимых для его комфорта действий. Наверное, первичные состояния, переживаемые малышом можно назвать первичным блаженством (смотрите – о любви еще речи не идет) и – противоположное состояние – недовольства, которое может перерасти в ярость. Именно мама может (в той мере, в которой имеет такую способность сама) помочь малышу переживать первичные (примитивные) состояния – всего лишь зародыши того, что потом мы назовем эмоциями и чувствами.
Овладение чувственным миром происходит постепенно, в ходе длительной эволюции. Это развитие идет благодаря переживаниям, при чем, большее значение придается негативному опыту. Любой родитель желает защитить своего ребенка от страданий, но полностью исключить их мы не можем, и, главное, - это не нужно. Ведь если бы ребенок не смог переживать хотя бы небольшие неудовольствия, развития бы остановилось – зачем ему напрягаться, если можно плавать в первичном бульоне первобытного блаженства? Если не нужно преодолевать голод, жажду, беспокойство, тревогу, страх, не появится и желания защититься. Если нет злости, ярости, которые всегда в таком возрасте направлены вовне, тогда и не будет разделения на «внутреннее» и «внешнее». Не будет необходимости даже фигуру мамы отделить от всего другого мира. Если таких мощных аффектов нет - нет и опыта их переживания. Если ребенок не преодолевает с помощью спокойствия и верности матери всего перечисленного, у него не будет и противоположного опыта – опыта переживания умиротворения, благодарности и любви. Вот так человек и идет по жизни, совершенствуя свои способности переживания эмоций, наращивая свой опыт и становясь все более и более зрелым в эмоциональном плане. Опыт первой любви мальчика к девочке, девочки  к мальчику не может быть успешным только потому, что их эмоциональность еще не является зрелой. Это только подготовка к будущим отношениям, которые и смогут принести то желанное единение, о котором мы так мечтаем. Вот это я и называю трудом, тем упорством, на совершение которого способны лишь те, кто достоин если не достичь, то хотя бы приблизиться к тому, чего желают все – счастью.
Вот и получается, чтобы стать счастливым – необходимо потрудиться. Но очень многие люди не могут поставить себе такую высокую цель, скорее всего они просто не знают о такой необходимости. Вообще в природе принцип экономии усилий – необходимая тактика. Справедливо это и для людей. Если человек видит своей целью достижение сиюминутного удовольствия – он не может понимать необходимость длительного движения к цели. Именно по- этому неэффективно родителям пытаться мотивировать детей к учебе с помощью обещания за сегодняшний труд эфемерные блага в будущем. Ведь поиграть в приставку сегодня гораздо привлекательней, чем неощутимое будущее процветание.

 

как с нами связаться

Ваши мысли, предложения, пожелания или рекомендации присылайте по скайпу psy-1554 или почте psy1554@мэйл.ру

Этапы работы над проектом

 

 

 

 


Используются технологии uCoz