вернуться к оглавлению Любить ребенка - что это значит? Любить и наказывать Зачем нам быть авторитетными

Запреты, капризы, уважение У каждого возраста свои запреты Детская ложь Готовность к школе

Мой ребенок - жадина Счастье и благосостояние Переживание горя

по материалам журнала:

перейти к сайту журнала

сентябрь 2007

 

Ю.Б. ГИППЕНРЕЙТЕР -
доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, автор бестселлера «Общаться с ребенком. Как?» (АСТ: Астрель, 2007).

 

 

 


 

Правильная система
Ребенку надо помочь принять даже самые разумные правила, советует психолог Юрий Фролов.
- Определите самое важное для вас в поведении детей: снимать обувь, приходя домой; здороваться; говорить «спасибо»; не есть в комнате, перед телевизором... Правил и ограничений не должно быть много. Договоритесь между собой: важно, чтобы у взрослых были единые требования. Будьте готовы удерживать границы дозволенного.
Огласите правила. Если ребенку важно участвовать в их обсуждении, дайте ему возможность привести свои аргументы, всерьез отнеситесь к тому, что он предложит.
- Определите, какими будут санкции, если ребенок нарушит правило. Предупреждая о наказании, мы побуждаем его к обдуманному послушанию. Помните, что санкции могут касаться развлечений, но не жизненно важных занятий.Изложите правила на бумаге (нарисуйте или напишите) и поместите на видное место: важно, чтобы ребенок их обязательно заметил.
- Время от времени пересматривайте правила. И всегда оставляйте за ребенком право на ошибку.

Воспитание с уважением
«Уважительное поведение по отношению к другим людям у ребенка начинает закладываться, когда он достигает определенной интеллектуальной зрелости, позволяющей ему как минимум отличать себя от других, - объясняет французский детский психотерапевт Диан Пюрпер-Уакиль. - Как правило, это происходит в течение второго года жизни. Но и до этого возраста ребенок воспринимает наши «сигналы». Мы способствуем развитию в нем уважительного отношения к другим (в том числе и к себе), когда помогаем ребенку различать его потребности и потребности другого и, конечно, подавая личный пример в повседневной жизни. Многое зависит и от его эмоционального склада: ребенку с менее развитой эмпатией (восприимчивостью к эмоциям других) сложнее понять, что он причиняет кому-то боль, чем его сверхчувствительному одногодку. Первому будет труднее отказаться от агрессивного поведения: ему надо помочь оценить (назвать словами) как сам поступок, так и его последствия (для чувств других людей), которые он не умеет предвидеть. На этой основе и будет строиться способность ребенка рассматривать другого как личность и, следовательно, уважать его». Е. ш.

Мы отвечаем за свои слова
Любое нарушение установленных границ должно быть санкционировано - только тогда наши слова будут иметь вес. Если же мы ограничиваемся угрозами, нам перестают верить. «Ребенок и сам испытывает определенное облегчение после того, как его наказали, - говорит Татьяна Бедник. -Это позволяет ему загладить свой проступок и освободиться от чувства вины». Конечно, наказывать надо разумно. Бессмысленно заставлять его по сто раз писать «я не буду больше врать». Пусть лучше он отчистит то, что испачкал, вернет то, что взял без разрешения, сделает что-нибудь полезное. Важно дать понять ребенку последствия его поступков: нарушая правила, он будет представлять, на что идет. Если же (в исключительных случаях) наказания не последовало, ему нужно объяснить, почему так случилось.
ОЛЬГА ДОЛГУШЕВА

Когда ребенок становится тираном
Все дети бывают непослушными или капризничают. Но где грань, за которой ребенок превращается в тирана? На наши вопросы отвечает детский психолог Елена Морозова (кандидат психологических наук, сотрудник кафедры детской психиатрии и медицинской психологии РМАПО).

Что в точности подразумевает понятие «ребенок-тиран»? Елена Морозова: Капризы помогают детям настоять на своем, добиться желаемого, выразить свою тревогу или недовольство. В каком-то смысле это универсальный (детский) механизм общения со взрослыми. В периоды возрастных кризисов (3 года, 11-12 лет) несогласие со старшими, сопротивление им начинает доминировать. Это помогает детям взрослеть: они учатся понимать себя, отстаивать свое мнение. Тиранами же некоторые становятся в тот момент, когда их требования начинают касаться всех областей жизни семьи. Они пытаются заставить родителей перестроить жизнь в зависимости от своих желаний. Обнаружив, что скандал или слезы позволяют добиться своего, ребенок использует их вновь и вновь и полностью подчиняет себе родителей. Давление на взрослых бывает и скрытым: например, ребенок может постоянно жаловаться, что у него что-то болит.

Это может быть и мальчик, и девочка, нередко единственный или старший ребенок в семье. Он чаще пытается властвовать над матерью, чем над отцом, особенно когда чувствует ее тревожность, беспомощность. Как вести себя родителям? Быть менее чуткими? Почему же, быть чувствительным и внимательным как раз необходимо. Нужно учиться различать проявления неблагополучия и недовольства. Если ребенку тревожно, если он болен, взрослые, конечно, должны помогать и поддерживать его. Когда же он просто недоволен и шантажирует их своим поведением, важно быть последовательным, терпеливым и твердым. Надо ли наказывать тирана? Это не решит проблему. Важно понять, что вызывает его беспокойство, задавая вопросы ему или себе. И без колебаний обращаться к специалисту, если вы чувствуете растерянность.
ДАРЬЯ МИХЕЕВА

 

 

 

 


Используются технологии uCoz