Подготовка к школе — дело ответственное,
требующее серьезного отношения не только от ребенка, но и от его
родителей. Постараемся разобраться в том, как нужно заниматься
с будущим школьником.
Современные родители хорошо понимают, что процесс подготовки ребенка
к школе не сводится к покупке формы и ранца с тетрадями, карандашами
и ручками. Требования к будущим первоклассникам усложняются.
Стоит ли говорить о том, что к школе готов не тот ребенок, который
знает наизусть таблицу умножения, бегло читает, отлично рисует
и каллиграфически пишет, а тот, кто физически здоров и способен
выдерживать школьные нагрузки как умственно, так и психологически.
Малыш может безошибочно называть столицы многих стран мира, с
успехом складывать двузначные числительные, но для того чтобы
учеба в школе приносила ребенку удовольствие, перечисленного крайне
мало. Его успехи на учебном поприще в первую очередь зависят от
того, хочет и способен ли он учиться, есть ли у него желание разобраться
- что, как и почему происходит на этом свете, а также от осознания
своей роли как ученика. Сказанное означает, что маленький человек
должен осознавать: он идет в школу не для того, чтобы играть,
а чтобы учиться. Ему придется выработать умения сосредотачиваться
на чем-то одном, не отвлекаться на посторонние дела, слушать учителя
и, что немаловажно, научиться находить общий язык с одноклассниками.
Родителям необходимо обратить внимание на следующие
моменты:
• как минимум за год до планируемой даты поступления в школу маме
и папе надо проконсультироваться с нейропсихологом и логопедом.
Специалисты проведут всесторонний анализ развития малыша, определят
круг потенциальных проблем и составят стратегию ведения занятий;
• подготовку к школе можно осуществлять в подготовительной группе
или при выбранной школе. Уроки при школе имеют неоспоримое преимущество:
они дают ребенку реальную возможность познакомиться с учителем
и местом, в котором он станет учиться, привыкнуть к обстановке.
Для тех ребятишек, которые никогда не посещали детский сад, это
большой плюс: они пройдут период адаптации безболезненно;
• специалисты с многолетней практикой рекомендуют отдавать детей
в небольшие группы (10 – 12 человек), в которых уроки проходят
продуктивнее. Происходит это в силу того, что преподаватель успевает
следить за всеми ребятишками, готов помочь каждому из них в любую
минуту и в то же время не требует постоянного внимания к себе.
В таком случае малыши ведут себя не так напряженно. Кроме того,
дошкольники тогда учатся работать друг с другом, слушать собеседника,
пытаются выстраивать взаимоотношения с ровесниками (умение контактировать
со сверстниками в группе является, без сомнения, одним из важных
показателей готовности ребенка к школе);
• оптимальная продолжительность «уроков» для дошкольника составляет
не более полутора-двух часов. Занятия также нужно проводить дома
каждый день (15-20 минут), чтобы ребенок привык к нагрузке и не
страшился ее;
• если необходимость в дополнительных занятиях все-таки существует,
то нужно сочетать индивидуальные уроки с обучением в коллективе
— учитывая объем нагрузки, приходящейся на ребенка;
• и все же, помимо общей подготовки к школе (чтение, письмо, счет),
есть еще один важный фактор, о котором родители часто забывают.
Речь идет о тривиальных навыках самообслуживания, которые понадобятся
ребенку в школе с первого дня его пребывания там. Как без посторонней
помощи одеться и раздеться в школьной раздевалке, не потеряв сменную
обувь, шапку и варежки? Как быстро извлечь из портфеля все необходимое
и положить в него уже «отработавшие» учебники и тетрадки? Эти
и подобные задачи ребенок часто решить не в состоянии, они оказываются
для младшего школьника более сложными, чем освоение навыков письма
и счета. Поэтому, прежде чем готовить своего ребенка к поступлению
в школу, мамы-папы должны сами подготовиться к роли родителей
первоклассника — узнать побольше о способностях своего малыша,
понять, на что им самим следует обратить внимание и какие вопросы
могут встать перед их сыном или дочерью (а также перед ними) в
будущем.
обсудить
на форуме