вернуться на "Страничку для родителей" Любить ребенка - что это значит? Зачем нам быть авторитетными Детская ложь
Запреты, капризы, уважение У каждого возраста свои запреты Жадность Готовность к школе

Любить и наказывать Счастье и благосостояние Переживание горя

По материалам журнала

«Психология»
№ 2 (17) февраль 2008

 

 

 

 

 


Почему мой ребенок жадина?

Двухлетняя Катенька может ударить всякого, кто захочет прикоснуться к ее новому велосипеду, даже если он без дела стоит в сторонке. Трехлетний Витя ни за что не поделится своими машинками, отстаивая их не на жизнь, а насмерть. Четырехлетняя Карина может не позволить даже дотронуться до вещей, принадлежащих ей или ее маме, когда к ним приходят гости. А пятилетний Вова мгновенно «надувается», если кто-то из родных без спроса возьмет конфету из коробки, подаренной ему. Родители этих и многих-многих других детей задаются вопросом: что делать с этими маленькими жадинами?
В случае когда ребенок, как кажется родителям, начинает жадничать, необходимо отделять «зерна от плевел». Не все то, что кажется жадностью, ею является. Основы разумной щедрости закладываются в дошкольном возрасте. Давайте попробуем разобраться.
От 2 до 3,5: познание границ собственности
К двум годам ребенок стал более уверенно отстаивать свою собственность и в его речи впервые появляются слова «я», «мое», «твое», «чужое», что говорит о совершенно новом этапе развития. С этого момента ему будет важно определить, что входит в границы его собственности, а что является чужим. Будьте уверены, что в это время малыш будет со всей твердостью отстаивать «свое», даже если это с вашей точки зрения малоценный объект вроде совка или сломанной машинки. «Мое» — продолжение его личности. Все эти люди и предметы входят в его личное пространство. Поэтому крошка так эмоционально относится к тому, что кто-то сядет на «его» стул, поиграет с «его» игрушкой» или подойдет к «его» маме.
Ребенок, отстаивающий свои вещи, может действовать очень решительно закричать, начать вырывать вещь, даже ударить обидчика. Мама может начать ругать ребенка или заставить его поделиться игрушкой. Но нельзя научить доброте ругая, шлепая и отнимая. И нельзя научить щедрости заставляя делиться, ведь истинная щедрость может идти только от души.
Самая лучшая позиция: «Мое дитя МОЖЕТ поделиться, ЕСЛИ захочет». В этом возрасте малыш учится говорить «нет». Взрослым, которые не могут отказать другим, родители «отбили» способность говорить «нет» в той самой песочнице, о которой мы ведем речь. Также те, кого активно заставляли делиться, в более старшем возрасте могут начать действовать «вопреки» («ну, теперь-то мне никто не помешает делать так, как я хочу!»). И ребенок (подросток) начинает отказывать в щедрости даже по мелочам. То, чего так боялась мама, становится реальностью.
Пусть ваш ребенок пока не делится, если не хочет. Но чтобы сгладить «конфликт в песочнице», мягко предложите своему ребенку все же поделиться. Не настаивайте, если он отказывается. Предложите совместную игру для всех детей песочницы, «обиженному» ребенку — другую игрушку вместо спорной, но обязательно спросив согласия маленького владельца. И ни при какой ситуации не называйте его жадиной!
От 3,5 до 5 лет: пора учить щедрости!
Дети этого возраста начинают играть вместе. Теперь дети сами стремятся поделиться игрушкой с друзьями, ведь это означает, что будет увлекательная совместная игра. Именно в это время, на волне совместной игры, в детях и можно воспитать умение делиться, которое у взрослых называется щедростью. Ребенок понимает, что, разрешив поиграть со своей игрушкой другим, он получает право войти в группу, играть вместе.
Однако ребенок может быть щедрым лишь с частью своего круга общения. Например, девочка может делиться всем со своей подругой Светой, но никогда — с Машей. Дело в том, что ребенок выделяет для себя близкое окружение, в которое входят родные и друзья ребенка. Этим людям он доверяет, всегда охотно общается и с удовольствием поделится и игрушкой, и сладостями. И есть люди, например некоторые родственники и остальные ребята в саду, рядом с которыми малыш вынужден находиться. С ними он не захочет делиться.
А вы дадите ли покататься на своей машине знакомой из соседнего подъезда? Скорее всего — нет. А мужу, брату? Скорее всего — да. Поэтому если ребенок способен поделиться с близкими и друзьями, то он не жадина.
Сейчас родители должны помочь малышу воспитать в себе разумную щедрость. В этом вам помогут книги, мультфильмы, театральные постановки. Только важно обсуждать их с ребенком, а не рассчитывать на то, что он «сам все поймет». В возрасте 3-5 лет ребенок активно вбирает в себя социальные установки жизни. Он начинает соотносить свое поведение с некими правилами, обязательными для всех. Не забывайте сами и напоминайте ребенку, что нужно делиться сладостями, фруктами. И конечно, играйте с ним в сюжетные игры. Пусть в вашей игре маленький медвежонок-жадина научится делиться и дружить с другими обитателями леса!
После 5 лет: жадность — только симптом!
Если ребенку больше пяти лет, а он не показывает никому игрушки и не угощает конфетами, то такое поведение — большая помеха для социальных контактов. Дети в саду и школе откровенно говорят ему «жадина», да и многие взрослые с ними согласны. Невозможно выстроить общение с тем, кто только «берет», но ничего не «дает». Исправлять теперь придется с помощью психолога. Часто жадность — это яркий симптом, за которым прячутся гораздо более глубокие психологические проблемы. И невозможно «вылечить» жадность, не решив их.
Взрослым нужно помнить, что щедрость — это состояние души. Ребенок делится игрушками и конфетами? Хорошо, но этого мало! Ведь настоящая щедрость — это не только способность поделиться какой-то вещью. Важно, чтобы ваш ребенок видел, что вы уделяете время, чтобы помочь друзьям, чтобы по душам поговоригь с родными, чем-то порадовать близких. Для ребенка главное — понять: вы сами получаете радость от всего этого. Тогда он научится быть духовно щедрым.

Юлия Василькина


 

как с нами связаться

 

 

 

 


Используются технологии uCoz