Почему
мой ребенок жадина?
Двухлетняя Катенька может ударить всякого,
кто захочет прикоснуться к ее новому велосипеду, даже если он
без дела стоит в сторонке. Трехлетний Витя ни за что не поделится
своими машинками, отстаивая их не на жизнь, а насмерть. Четырехлетняя
Карина может не позволить даже дотронуться до вещей, принадлежащих
ей или ее маме, когда к ним приходят гости. А пятилетний Вова
мгновенно «надувается», если кто-то из родных без спроса возьмет
конфету из коробки, подаренной ему. Родители этих и многих-многих
других детей задаются вопросом: что делать с этими маленькими
жадинами?
В случае когда ребенок, как кажется родителям, начинает жадничать,
необходимо отделять «зерна от плевел». Не все то, что кажется
жадностью, ею является. Основы разумной щедрости закладываются
в дошкольном возрасте. Давайте попробуем разобраться.
От 2 до 3,5: познание границ собственности
К двум годам ребенок стал более уверенно отстаивать свою собственность
и в его речи впервые появляются слова «я», «мое», «твое», «чужое»,
что говорит о совершенно новом этапе развития. С этого момента
ему будет важно определить, что входит в границы его собственности,
а что является чужим. Будьте уверены, что в это время малыш будет
со всей твердостью отстаивать «свое», даже если это с вашей точки
зрения малоценный объект вроде совка или сломанной машинки. «Мое»
— продолжение его личности. Все эти люди и предметы входят в его
личное пространство. Поэтому крошка так эмоционально относится
к тому, что кто-то сядет на «его» стул, поиграет с «его» игрушкой»
или подойдет к «его» маме.
Ребенок, отстаивающий свои вещи, может действовать очень решительно
закричать, начать вырывать вещь, даже ударить обидчика. Мама может
начать ругать ребенка или заставить его поделиться игрушкой. Но
нельзя научить доброте ругая, шлепая и отнимая. И нельзя научить
щедрости заставляя делиться, ведь истинная щедрость может идти
только от души.
Самая лучшая позиция: «Мое дитя МОЖЕТ поделиться, ЕСЛИ захочет».
В этом возрасте малыш учится говорить «нет». Взрослым, которые
не могут отказать другим, родители «отбили» способность говорить
«нет» в той самой песочнице, о которой мы ведем речь. Также те,
кого активно заставляли делиться, в более старшем возрасте могут
начать действовать «вопреки» («ну, теперь-то мне никто не помешает
делать так, как я хочу!»). И ребенок (подросток) начинает отказывать
в щедрости даже по мелочам. То, чего так боялась мама, становится
реальностью.
Пусть ваш ребенок пока не делится, если не хочет. Но чтобы сгладить
«конфликт в песочнице», мягко предложите своему ребенку все же
поделиться. Не настаивайте, если он отказывается. Предложите совместную
игру для всех детей песочницы, «обиженному» ребенку — другую игрушку
вместо спорной, но обязательно спросив согласия маленького владельца.
И ни при какой ситуации не называйте его жадиной!
От 3,5 до 5 лет: пора учить щедрости!
Дети этого возраста начинают играть вместе. Теперь дети сами стремятся
поделиться игрушкой с друзьями, ведь это означает, что будет увлекательная
совместная игра. Именно в это время, на волне совместной игры,
в детях и можно воспитать умение делиться, которое у взрослых
называется щедростью. Ребенок понимает, что, разрешив поиграть
со своей игрушкой другим, он получает право войти в группу, играть
вместе.
Однако ребенок может быть щедрым лишь с частью своего круга общения.
Например, девочка может делиться всем со своей подругой Светой,
но никогда — с Машей. Дело в том, что ребенок выделяет для себя
близкое окружение, в которое входят родные и друзья ребенка. Этим
людям он доверяет, всегда охотно общается и с удовольствием поделится
и игрушкой, и сладостями. И есть люди, например некоторые родственники
и остальные ребята в саду, рядом с которыми малыш вынужден находиться.
С ними он не захочет делиться.
А вы дадите ли покататься на своей машине знакомой из соседнего
подъезда? Скорее всего — нет. А мужу, брату? Скорее всего — да.
Поэтому если ребенок способен поделиться с близкими и друзьями,
то он не жадина.
Сейчас родители должны помочь малышу воспитать в себе разумную
щедрость. В этом вам помогут книги, мультфильмы, театральные постановки.
Только важно обсуждать их с ребенком, а не рассчитывать на то,
что он «сам все поймет». В возрасте 3-5 лет ребенок активно вбирает
в себя социальные установки жизни. Он начинает соотносить свое
поведение с некими правилами, обязательными для всех. Не забывайте
сами и напоминайте ребенку, что нужно делиться сладостями, фруктами.
И конечно, играйте с ним в сюжетные игры. Пусть в вашей игре маленький
медвежонок-жадина научится делиться и дружить с другими обитателями
леса!
После 5 лет: жадность — только симптом!
Если ребенку больше пяти лет, а он не показывает никому игрушки
и не угощает конфетами, то такое поведение — большая помеха для
социальных контактов. Дети в саду и школе откровенно говорят ему
«жадина», да и многие взрослые с ними согласны. Невозможно выстроить
общение с тем, кто только «берет», но ничего не «дает». Исправлять
теперь придется с помощью психолога. Часто жадность — это яркий
симптом, за которым прячутся гораздо более глубокие психологические
проблемы. И невозможно «вылечить» жадность, не решив их.
Взрослым нужно помнить, что щедрость — это состояние души. Ребенок
делится игрушками и конфетами? Хорошо, но этого мало! Ведь настоящая
щедрость — это не только способность поделиться какой-то вещью.
Важно, чтобы ваш ребенок видел, что вы уделяете время, чтобы помочь
друзьям, чтобы по душам поговоригь с родными, чем-то порадовать
близких. Для ребенка главное — понять: вы сами получаете радость
от всего этого. Тогда он научится быть духовно щедрым.
Юлия Василькина